Михаил Малютин: «Чем старше становишься, тем осознаннее начинаешь подходить к тренировкам и понимать, что тебе нужно»
Известный российский боец ММА Михаил Малютин 20 октября выйдет в Ледовом дворце Санкт-Петербурга на свой очередной поединок. Этот бой будет по-своему уникален для Михаила даже независимо от его результата - впрочем, мы не на секудну не сомневаемся в победе российского спортсмена. Уникальность поединка в другом: это будет уже третий бой Михаила Малютина начиная с 8 сентября. Предыдущие два наш спортсмен выиграл. Серьезное испытание для организма! Как это справиться с такой нагрузкой и выйти на решающий поединок на пике формы? Специально для сайта eurofitclub.ru мы поговорили об этом и многом другом с Михаилом Малютиным и его тренером по общефизической подготовке Андреем Одинцом в зале клуба «ЕвроФитнес», где и проходят функциональные тренировки именитого спортсмена.
СПАСИБО МАМЕ
- Михаил, сколько лет Вы в спорте и как все начиналось?
- 18 лет в спорте... Когда мне было восемь лет мама отвела меня и моего старшего брата мама в секцию вольной борьбы. Прежде всего, чтобы мы не шатались по улицам. Восемь лет - как раз тот возраст, когда ребенок уже начинает гулять самостоятельно, ему интересно на улице. Было недалеко от Кисловодска, в деревне Старый Курган. В этом селе жил (и сейчас живет, дай Бог ему здоровья) заслуженный тренер Байчоров Азамат. Это заслуженный тренер двух государств – Казахстана и России. Среди его учеников очень много великих спортсменов-борцов. Через год мы переехали в Кисловодск, он в 20-и километрах от этого села. Я сначала продолжил заниматься вольной борьбой в Старом Кургане, но ездить было очень далеко, и я записался на бокс. Мне тогда было лет 10-11. Боксом я занимался уже очень долго – примерно 7 лет. Выполнил норматив кандидата в мастера спорта. В тех условиях это был потолок. Шел 1995 год — не самые лучшие времена для большого спорта в провинции. Не было возможности куда-то выезжать на соревнования - не дальше Ставропольского края.
Но мне повезло - несмотря на отсутствие соревновательной практики профессионально я тем не менее рос. В Кисловодске находится, пожалуй, лучшая в России олимпийская база для подготовки спортсменов. Там на сборах постоянно готовятся борцы, боксеры, легкоатлеты - на Олимпиады, Чемпионаты мира. И я по четыре-пять раз в год был на сборах с боксерами.
- Но это ещё не был профессиональный спорт?
- Конечно, нет! Я поступил в институт и... задумался, что вообще мне нужно в жизни. У меня даже случился перерыв в учебе на полгода. Я понял, что пора определиться: учиться мне или заниматься спортом. В Кисловодске живет МихаилАветисян - двукратный чемпион мира по панкратиону, чемпион России по вольной борьбе, самый первый в истории России чемпион мира по боям без правил. Он был великим спортсменом в свое время. И вот я смотрю – он ездит на соревнования, они у него как-то оплачиваются, организаторы берут расходы на себя. Именно Михаил Оветисян предложил мне попробовать себя в новом качестве. Я снова начал заниматься борьбой, вспоминать, как это делается. На институт времени больше не было, я полностью и окончательно переключился на спортивную карьеру.
ПУТЬ ПРОФЕССИОНАЛА
- Так Вы пришли в ММА?
- Не сразу, сначала был рукопашный бой, потом ушу-саньда – кстати, очень сильный динамичный вид спорта. И только потом первый бой в ММА. Он прошел в Кисловодске в 2003 году с бойом из Дагестана (имя к сожалению не помню). Бой я выиграл.
- Получается, Ваша карьера длится уже 10 лет. Расскажите о тренировочном процессе. С какой интенсивностью тренируетесь?
- Чем старше становишься, тем осознаннее начинаешь подходить к тренировкам и понимать, что тебе нужно. Вначале как-то делаешь все подряд, ищешь, совершаешь ошибки, где-то не дорабатываешь. Теперь-то я понимаю: это моя работа, поэтому я тренируюсь постоянно. Когда меня спрашивают: «А когда ты не тренируешься, что делаешь?», сначала отвечаю: «Да так, отдыхаю. Могу поиграть в футбол, в теннис, поплавать…» и понимаю, что «на отдыхе» тоже занимаюсь физической подготовкой.
- Тренировки как образ жизни?
- Да, я практически все время тренируюсь.
- Вы сказали, что включаете разные виды упражнений и разные виды спорта. Есть какой-то любимый пул, кроме специальной бойцовской подготовки?
- Как любой человек устает от своей работы, я тоже устаю от спорта, поэтому трудно сказать. Именно сейчас кажется, что все ненавижу. Почему? Я провел два боя за месяц – это очень плохо для организма. Я понял, что не надо было этого делать, но мне по контракту так вышло, деваться было некуда. А чтобы как следует подготовиться к бою, выйти на пик своей формы, нужно минимум два месяца. Сначала закладываем ОФП, потом тактическо-техническую и скоростную работу. Выходишь на пик, а после боя идет спад – поединок это огромный выплеск адреналина, эмоций, физического состояния… И после боя нужно отдыхать. Десять дней отдыхаешь, потом определяешься, что у тебя дальше с планами. И начинаешь подготовку – легкую, в щадящем режиме, как бы заряжаешься.
- А что такое щадящий режим тренировок у профессионального спортсмена?
- Во первых, тренировки могут быть всего три раза в неделю, то есть тренироваться можно по настроению, по самочувствию. Если я сегодня хочу пойти в зал – я пойду, а если не хочу – не пойду. Я могу пойти в бассейн, в футбол поиграть, просто пойти погулять. Но не бегаю, потому что когда была подготовка общефизическая, я очень много бегал.
- А при интенсивной подготовке сколько бегаете?
- Дистанции сокращаю, но это уже очень скоростной бег.
ДЕНЬ МУЖЧИН
- Сколько времени Вы занимаетесь с Андреем Одинцом по методике КроссФита?
- Вообще-то, по сути КроссФит в тренировочном процессе был всегда. Только назывался он тренировкой на силовую выносливость. Когда я занимался вольной борьбой, у нас это называлось «день мужчин». Это было в среду и в субботу - круговая тренировка и банный день. Например, покрышки привязывали к канату, запихивали туда камни и тянули-тянули... Потом 20 бросков, после 20-ти бросков - 30 отбрасываний по хлопку, по свистку. Два каната - ты залез, он залез, потом взял партнера на плечо и побежали по-кругу... То же КроссФит - короткие интенсивные тренировки, нестандартные силовые упражнения. На этот «день мужчин» очень мало народу ходило - не любили этот день, потому что тяжело.
Но с Андреем совершенно другая история, это уже профессионализм, совершенно другой уровень. Я с ним работаю меньше года, но я уже перешел в другую стадию своего профессионального состояния. Уже как бы начинаю понимать, как я дышу, как работаю, как восстанавливаюсь.
Я много где был, жил в Америке — есть с чем сравнивать. Я и сам давал мастер-классы, и у меня было огромное количество тренеров, тренировки многих из них я конспектировал. На сборах работал очень много. Сейчас я уже понимаю, где тренер – душа, где — технарь, а где - и аферист. И сейчас уже я бы не занимался у тренера если бы не понимал, что я расту. Я бы не тренировался.
- Оцените КроссФит как самостоятельный вид спорт.
- С одной стороны, американцы умеют делать привлекательную «упаковку», хорошо подавать любой вид спорта как коммерческий продукт. Но ведь внутри «упаковки» тоже качественный продук! То есть, не просто упаковали и продали пустышку. КроссФит — это прекрасный вид спорта. Прекрасный и для профессиональной физподготовки, и вообще для молодежи, и для людей, которые даже ничем не занимаются, но хотят улучшить свое физическое состояние. Еще хотел бы отметить еще инвентарь. Если были бы стихийные подручные спортивные снаряды, я уверен, никто бы не занимался. А вот когда есть хорошие, качественные тренажеры, конечно же, понимаешь, что прорабатываются какие-то конкретные группы мышц. Когда камни кидаешь, кидаешь – это тоже хорошо, но когда начинаешь работать на каком-то специализированном тренажере, который отключает другие твои мышцы и прорабатывает вот эти, качество упражнений лучше.
ХОРОШАЯ КОМАНДА - ЗАЛОГ УСПЕХА
- Как построены Ваши тренировки: Вы выполняете стандартные комплексы, отрабатываете программу? Или тренер по своему усмотрению, по анализу Вашего состояния каждый раз создает какой-то новый тренировочный сценарий?
- В основном все-таки по состоянию. Понимаете, у меня тяжелые тренировки утром, очень тяжелые, потом тяжелые тренировки вечером... Я же здесь на занятиях по КроссФиту через день. А вчера, например, у меня была безумная ночь: каторжная тренировка по борьбе, отработка техники. Очень долгая тренировка была. Поэтому сегодня к Андрею я пришел сильно уставшим. В такие дни я прихожу и сам рассказываю о своем состоянии, а тренер уже строит программу на тренировку. Очень важно, чтобы тренер чувствовал тебя. Мы уже сработались настолько, что буквально чувствуем друг друга, понимаем друг друга. Я часто шучу – он тоже постоянно отвечает мне шутками. Это здорово заряжает и нет негатива, давления.
- В успеху бойца многое определяет команда…
- Конечно. Мой тренер по боксу тренер Юрий Разумов - очень сильный специалист - тоже замечательный психолог. Это очень важно. Сейчас у меня практически вся команда собрана, за исключением тренера по борьбе – пока здесь нет такого тренера, какого я хочу. Иногда езжу на сборы к своему первому тренеру Азамату Байчорову, но это далеко. В Питере пока никого не нашел.
ТРИ БОЯ ЗА ПОЛТОРА МЕСЯЦА
- Михаил, в Вашей карьере напряженные полтора месяца, включающие в себя три боя подряд. Что самое тяжелое в подготовке к боям за столь короткое время?
- Сохранить физическую форму и эмоции. В «Битве на Неве» (турнир проходил 8 сентября 2013 года — прим. ред.) я выплеснул почти все эмоции, а через 20 дней снова бой. То есть, я не мог отдохнуть даже 10 дней. К тому же, у моих соперников два разных стиля: один – вольник, физически крепкий; другой бразилец — техничный боец, хороший партерист, как и все его соотечественники. Я нормально готовился только под одного соперника. К тому же был травмирован. Выиграл эти два боя только за счет функциональной подготовки, за счет КроссФита. В этих боях был уверен в себе. Единственное, что я оставил в своей подготовке перед ними - это кроссфит. Мы с Андреем поговорили, что вот сейчас бой, значит прежде всего надо форму сохранить, и желание чтобы было - значит, теперь необходимы восстановительные тренировки. К второму бою в Колпино (после «Битвы на Неве») я подводил себя только с точки зрения физической готовности. У меня даже не было спаррингов под будущего соперника, но была хорошая физическая форма. Я понимал, что за счет нее я не устану за три раунда. Это очень важно, потому что бойцовская база у меня есть, опыт есть, и если выносливость позволит я могу выиграть поединок «на классе».
Видео боя Михаила Малютина против Георги Стоянова на M-1 Challenge 41
- Да, мы иногда видим, что даже опытный боец может проиграть бой, если плохо готов физически...
- Вот-вот... Второй бой за десять дней я выиграл прежде всего за счет «физики». Сейчас вроде все хорошо, но у меня скоро следующий бой! 20 октября в Ледовом дворце — с американцем Ли Моррисоном. Тяжелейший будет бой, наверное, - самый тяжелый из этих трех. Кроме всего прочего, в зале будет очень много высокопоставленных гостей. Возможно, приедет глава государства — это дополнительная психологическая нагрузка. Соперник очень силен физически, с прекрасной борьбой в партере, хорошо по-американски обучен. У всех американцев и партер очень сильный, и физика. У них этакой пауэр-рестлинг, они все на силу делают. Техника, конечно, тоже есть, но она отличается от нашей.
- Американцы проигрывает нашим бойцам в арсенале?
- Пожалуй, да, но они компенсируют это силой, дышат хорошо. Надо будет драться до последнего раунда.
СОЖЖЕННЫЕ КИЛОГРАММЫ
- Михаил, Вы придерживаетесь определенного режима питания? Вводите какие-то ограничения?
- Когда готовимся к бою, мы бойцы все сгоняем вес. Я сгоняю где-то 9 килограммов, поэтому режим питания очень важен. А так я могу пойти и в «МакДоналдс», но это после боя. А когда готовлюсь к бою, я ничего подобного не ем. Стараюсь есть фрукты, овощи, мясо, спортивное питание употребляю очень много, потому что нужно помогать организму восстанавливаться, а гречкой с салатиками не очень-то восстановишься. Поэтому стараюсь есть больше мяса и очень люблю сладкое.
- Не мешает? Все-таки лишние калории и вес…
- Вы же видите наши тренировки - у меня столько сгорает! Мы тренируемся два раза в день. Я банку сгущенки открываю и выпиваю за раз, и не чувствую ее вообще. У меня вечером после тренировки минус три килограмма может быть, две-три майки могу за тренировку поменять.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ НА БЛАГО ДРУГИХ
- Михаил, может быть, это преждевременный вопрос, но в будущем, после спорта как свою жизнь представляете?
- Очень хорошо представляю. Я планирую заниматься общественной деятельностью, развивать спорт. Ведь у меня есть уже и достижения, и опыт, и понимание, что нужно обществу, молодежи, профессиональным спортсменам. Я много где побывал. В российской истории смешанных единаборств вместе с другими бойцами стоял, можно сказать, у самых истоков. Я долго жил и тренировался в Америке и продолжаю ездить туда развиваться. В Россию вернулся с огромной стопкой конспектов и уже показал их в аппарате нашего губернатора. В том числе и сих помощью городом построен очень хороший зал у Московских ворот. В Колпино помогал такой же зал открывать. Это зал клуба, за который я сейчас выступаю. У меня есть много проектов, которые я хотел бы реализовать. Есть желание изменить что-то в тренировочных процессах, в подготовке наших спортсменов. Я бы с удовольствием проводил тренерские семинары, потому что нам есть куда развиваться. В техническом плане у нас все отлично, но в плане физической подготовки… потому что американцы всегда были крепкими, нам есть чему поучиться. Плюс тактическая борьба в партере – есть чему учиться.
- Продолжите активно заниматься спортом, нагружать организм после завершения профессиональной карьеры?
- Пока не знаю. Мне говорят, что надо будет всегда заниматься, поддерживать форму. Сейчас отвечаю, что нет, вообще в зал не зайду. Хотя не знаю... Сейчас бывает отдохну дней десять и уже снова тянет в зал. А если месяц, полгода? Наверное, я все-таки захочу прийти позаниматься.
- Вы лично познакомились с уровнем спорта и фитнеса в разных странах. Оцените уровень России в этой сфере? Мы отстаем от ведущих стран, той же Америки? Насколько?
- Лет пять назад я бы сказал, что отстаем, а сейчас отвечу – возможно, но не сильно. Мы набрали хороший ход и двигаемся в правильном направлении, мы их догоняем очень быстро и мы молодцы. Отмечу, что здесь большую роль играет поддержка со стороны главы государства. Мы бойцы смешанного стиля это видим. Он ведь сам спортсмен и в его окружении много спортсменов. А когда во главе государства стоит человек, который занимается спортом, это очень сильно влияет на народ. Думаю, что у России все отлично. Конечно, всегда есть на что жаловаться, всегда чего-то не хватает, стыдно уже должно быть. Пять лет назад мы жаловались – вот мол, у них что-то есть, а нас нет. Сейчас у нас все есть: хороший инвентарь (и мы всегда можем заказать - все привезут), у нас есть хорошие тренеры, которые выезжают если нужно «туда» и повышают свою квалифицию. В свою очередь мы можем спокойно привезти сюда любого специалиста на мастер-класс и он будет десять дней, пятнадцать-двадцать тренировать и обучать нас. И самое главное – у нас уже есть залы, да еще новые постоянно открываются. Другое дело, может быть, это даже чуть-чуть перешло в разряд моды... Но, мода на спорт – это здорово!
- Спасибо, Михаил. Удачи, будем болеть за Вас!
Андрей Одинец, тренер Михаила Малютина и многих других бойцов по общефизической подготовке:
«КроссФит — это прежде всего филисофия»
Андрей Одинец, тренер Михаила Малютина по общефизической подготовке, прокомментировал практику использования методик КроссФит в системе подготовки бойцов смешанных единоборств.
- Все современные американские бойцы «сидят» либо на КроссФите, либо на функциональном тренинге. На одном из последних турниров бразилец выходил на поединок в майке с лого «Кроссфит Бразилия». Сейчас эту систему подготовки активно используют и российские спортсмены — ко мне сейчас многие приходят именно на кроссфитовские и функциональные тренировки.
- Андрей, как Вы пришли к этой методике тренировок, да и вообще к подготовке бойцов смешанных единоборств?
- Дело в том, что я давно работаю в области единоборств. Долгое время занимался физподготовкой, в том числе и специальной в армейских структурах.
- А сейчас к этому опыту добавился КроссФит?
- Можно и так сказать, но на самом деле это не совсем верно. Функциональным тренингом я очень давно тоже занимаюсь. А КроссФит по сути – это более специализированный бренд того же функционального тренинга.
- Что же нового принес именно КроссФит в Ваш опыт подготовки спортсменов-бойцов, спецназа? Чем КроссФит отличается от функционального тренинга, который был всегда?
- Прежде всего философией. КроссФит как бы не изобрел ничего нового в плане упражнений, снарядов, движений, но именно сама философия тренировок другая. Он объединил все направления, потому что КроссФит – это открытая система. Есть сайт CrossFit.com, где все тренеры-аффиляты, общаются и предлагают свои методики, поэтому там очень много разносторонних спортсменов. Например, тот же Роб Орландо - он стронг-мен. И уже сейчас на многих соревнованиях фишки со стронга пошли. Есть тренеры из американского футбола, они тоже много нового дали. Среди основоположников, первой десятка-двадцатки тренеров было очень много тренеров по функциональной подготовке именно бойцов. Даже основатель кроссфита Глассман в свое время делал специлизированные программы для бойцов, именно комплексы только для бойцов.
- На что Вы делаете упор в подготовке бойцов смешанных единоборств?
- Я работаю с профессионалами. Мы обсуждаем слабые места и работаем под соперника. Например, в недавнем бою Михаила Малютина его соперником был чемпион Бразилии по джиу-джитсу. Мы предполагали, что будет больше борьбы, поэтому работали больше на выносливость, а именно - на силовую выносливость, чтобы выдержать темп.
- То есть, для Вас КроссФит – это эффективная методика, но во главе которой стоит Ваш тренерский опыт и индивидуальный подход?
В принципе, так и есть.
+7 (911) 158-45-48